Политика

15 тысяч погибших за четыре месяца: какие последствия будет иметь вступление Беларуси в войну

На днях Александр Лукашенко заявил, что с первых дней российской агрессии против Украины определил участие Беларуси в «этой спецоперации». По его словам, в союзе Беларуси и России «давно создана единая группировка Вооруженных сил, единая армия». Это дает основания предполагать о завершении подготовки к наступлению Вооруженных сил РБ на Украину. И, похоже, в Беларуси не все осознают, чем это обернется.

Как следует из опроса общественного мнения, белорусское общество поделено в отношении «правильно или нет действует Россия в Украине». Около 40% опрошенных не поддерживают российскую «спецоперацию». Обратного мнения придерживаются 32% белорусов, каждый пятый – не определился. То есть половина граждан за войну либо безразличны к ней.

«Кварталы погибших»: разница РФ и РБ

По информации украинских военных, на начало июля в Украине погибли более 36 тысяч российских солдат. Даже если принять, что эта цифра несколько завышена, о чем, кстати, говорят западные эксперты, то не на много. С определенной уверенностью можно говорить о 30 тысячах погибших россиян. Для понимания, Советский Союз официально потерял в Афганистане около 15 тысячи человек. США в кровопролитнейшей Вьетнамской войне получили от 40 до 60 тысяч убитым. Но эти войны длились целое десятилетие.

Предположим, половину сил вторжения в Украину составляли бы войска Беларуси. В таком случает, с определенный натяжкой, сегодняшние потери РБ составляли бы 15 тысяч погибших.

Россия – большая страна, с множеством удаленных регионов, за счет чего ей удается довольно безболезненно скрывать потери. Жители Москвы смутно представляют проблемы Бурятии либо Дагестана, чьи сыновья и дети гибнут в Украины. Хотя даже в РФ иногда просачивается истинные цифры. Так, недавно горсовет Новосибирска рассмотрел организацию на местном кладбище «квартала погибших в ходе спецоперации». Представьте масштабы.

Беларусь компактная по территории и населению и скрыть количество погибших на войне, подобно России, здесь не удастся. 15 тысяч потенциально погибших белорусов за четыре месяца войны – это 2-3 тысячи человек на каждую область. Подобное станет шоком для белорусского общества, а главное отсутствием ответа: ради чего?

Уроки истории: чем Беларусь заплатит за агрессию

Александр Лукашенко справедливо отметил, что Беларусь является единственным союзником РФ в войне с Украиной. То есть Украину поддерживает, либо сочувствует ей, весь мир. Даже при неблагоприятных для Киева военных раскладах зачинщикам войны придется отвечать рано или поздно. В первую очередь – России, которая уже несет ответственность, во второю – Беларуси, которая пока что формально не в войне, но уже увязла в ней одной ногой.

Возьмем экономическое измерение последствий войны. На недавнем саммите лидеров G7 в Баварии была достигнута договоренность, что деньги от повышения пошлины на российский экспорт будут переданы в поддержку Украины, «чтобы гарантировать, что Россия заплатит за войну». Это означает, что с каждой тонны проданной российской нефти будут идти отчисления сперва на военную и гуманитарную помощь Киеву, а затем и на восстановление разрушенных украинских городов и инфраструктуры. Речь о десятках миллиардов долларов.

Допустим, Россия после войны сохранится в нынешнем формате. Продавая за границу свою нефть, газ, золото, она будет оплачивать восстановление Украины, что уже, как видим, находит реальное воплощение. А чем будет рассчитываться Беларусь?

Если кто-либо полагает, что успехи на поле боя избавят его от ответственности за агрессию, то это ошибочно. Например, Германия не одержала военного поражения в Первой мировой войне, понесла политическую ответственность за ее разжигание, выплачивая огромные репарации вплоть до 2010 года. К ним добавились репарации и компенсации пострадавшим странам за Вторую мировую. В результате Германия цело столетие рассчитывалась за военные авантюры.

Политические изменения неизбежны

История хоть и ничему не учит (политиков), но дает яркие примеры. В нашем контексте их суть такова, что войны неизменно приводят к политическим потрясениям втянутых в них стран. Наполеоновские войны полностью изменили политическую карту Европы. Первая мировая (а за ней Вторая) и вовсе привела к падению прежних укладов и установления нового миропорядка.

После мировых войн в 91% государств, потерпевших поражение, и в 20% стран-победительниц поменялись правительства. Более того, самые крупные революции в истории человечества, американская 18 века, или российская в 20 веке, совершались во время или после международных войн.

Режимы должны осознавать, что развязанные ими войны с высокой долей вероятности приведут к падению этих режимов. Особенно когда речь о автократиях, которые при видимой монолитности неустойчивы к потрясениям. Тот же Саддам Хусейн полагал, наверное, что оккупация Кувейта станет маленькой короткой «спецоперацией». Но оказалось, это конец для него и всей страны. Больше всего об этом стоит помнить белорусскому диктатору Александру Лукашенко. Как говорил Чемберлен: «В войне не бывает выигравших – только проигравшие».

Александр ГРОДСКИЙ

Теги

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть